Кинг Конг - историческая справкаПо легенде идея создания гориллы, громящей Нью Йорк, пришла создателю "Кинг Конга" Мериану Куперу во сне. Однако в легенде не упоминается где именно находился Купер, когда ему привиделся этот сон. А находился он тогда в плену в Москве, куда попал в 1920 г. после того, как его боевой самолет из американского эскадрона Косцюшко, воевавшего на стороне польской армии, был сбит большевиками.
В плену Купер провел 10 месяцев. Там его учили русскому языку по стихам Корнея Ивановича Чуковского, а именно по "Крокодилу", сочиненному в 1916 г., где в частности говорится:
Дикая Горилла
Лялю утащила
И по тротуару
Побежала вскачь.
Выше, выше, выше
Вот она на крыше,
На седьмом этаже
Прыгает, как мяч.
На трубу вспорхнула,
Сажи зачерпнула,
Вымазала Лялю,
Села на карниз.
Села, задремала,
Лялю покачала
И с ужасным криком
Кинулася вниз.
Ярый антикоммунист Купер из плена дерзко бежал, добрался до границы, удачно пересек ее, попал к своим, а после рассказал своему однополчанину Эрнесту Шодсаку про стихи о горилле и сон. Вернувшись домой в Америку, Купер и Шодсак подались в Голливуд снимать занимательные и научно-популярные фильмы о далеких и загадочных краях - Иране, Таиланде и др..
Идея о громадной горилле в Нью Йорке не покидала их все это время, однако в 1920-е г.г. она была технически не выполнима и не могла заинтересовать кинопродюсеров, пока в 1932 г. им не удалось скооперироваться и задействовать часть отснятого анимационного материала другого кино-энтузиаста Уиллиса О'Брайена, чей кукольный фильм о динозаврах "Создание" студия RKO собиралась выбросить на помойку.
Но судьба и деньгидержащие распорядились иначе. Джунгли и динозавры "Создания" стали частью кинг-конговского Острова Черепов. Стена, отгораживающая деревню туземцев от джунглей, как и сама деревня, достались "Кинг Конгу" от сохранившихся с 1927 г. декораций к "Королю Королей" Сесила Б. ДеМилла.
Так родился Кинг Конг.
Добавлено:Конспект:
Три составные, три основопологающие части "Кинг Конга" Петра Джексона - это:
1. Фильм "Кинг Конг" 1933 г. реж. М. Купер и Э. Шодсак;
2. Новелла Дж. Конрада "Сердце Тьмы";
3. Фильм "Сансет Бульвар" реж. Б. Уайлдер.
В рецензиях на фильм часто заявляется, что фильм Джексона близок к оригиналу 1933 г.. Почему так заявляется не понятно. Т.е. понятно, что именно так и следует заявлять в рекламных целях - примазаться к легендарному оригиналу и прославленной на весь мир горилле для повышения кассовых сборов.
Тем не менее, несмотря на время действия, что и в оригинале, на некоторые цитаты из него, и даже на то, что Фэй Рэй, в гроб входя, благославила Найоми Уоттс на роль Энн Дэрроу, фильм Джексоном снят вопреки оригиналу.
Джексон поклонник "Кинг Конга" 1933 г. и даже коллекционер его раритетных реквизитов, в том числе единственной уцелевшей модели динозавра, анимированного в фильме Уиллисом О'Брайаном. Легенда также гласит, что Джексон, в 9-ти летнем возрасте впервые увидев и до слез огорчившись смертью Кинг Конга, дал слово стать кинорежиссером и отомстить врагам за его гибель. Слово сдержал: стал, отомстил.
В оригинале Конг - грубое и буйное чудовище, заманенное красавицей в ловушку цивилизации. Для него она добыча, собственность, исполнитель животных желаний. Для нее он - страх и ужас, которым она не в состоянии противостоять. Победа над Конгом - это победа над Великой Депрессией, торжество цивилизации над первобытным инстинктом и разрушительной энергией, победа суперэго над идом.
Лихой и бравый кинематографист-искатель приключений Карл Денэм заранее знает зачем он едет на Остров Черепов: изловить и обуздать чудовище. Красавица-блондинка - приманка, живец. Сила, а значит и правота цивилизации, выражена в народной арабской мудрости, вынесенной в эпиграф фильма: "И вот узрело чудовище лицо красавицы. И отвратило руку свою от убийства. И с того дня стало мертвым."
Первый помощник капитана "Вентуры" Джек Дрисколл - еще одно побежденное и перевоспитанное красавицей чудовище, к которой он в итоге идет на помощь не из-за низких соображений, а из высоких побуждений любви и чести.
Когда в Нью Йорке Конг вырывается на свободу и начинает крушить город в поисках добычи-красавицы, Денэма не испытывает ни малейшей вины перед согражданами за причиненные гориллой неудобства. В финале, когда полицейский почти отчитываясь перед ним, как перед начальством, говорит что аэропланы убили Конга, Денэм снисходительно с ухмылкой отвечает: "Не аэропланы, а красавица."
Денэм и Дрисколл - победители и герои, боровшиеся за правое дело, и потому не подлежат осуждению. В 1933 г. иначе и быть не могло хотя бы потому, что прототипами Денэма и Дрисколла были сами Купер и Шодсак, а сценарий к фильму дописывала жена Шодсака Рут Роуз. Кстати, из пулеметов с аэроплана Конга замочили его создатели Купер и Шодсак. Это они в кадре:

В фильме Джексона первая высадка на остров сопровождается цитатой из "Сердца Тьмы" Дж. Конрада, произносимой помощником капитана Хейзом:
QUOTE
Мы не могли понять, ибо мы были слишком далеки и не умели вспомнить; мы блуждали во мраке первых веков - тех веков, которые прошли, не оставив ни следа, ни воспоминаний. Мы привыкли смотреть на скованное цепями, побежденное чудовище, но здесь... здесь вы видели существо чудовищное и свободное.
Юнга спрашивает у него: "Так значит, эта история не о приключениях?" На что Хейз отвечает: "Нет, не о приключениях."
Фильм Джексона не о приключениях.
Добавлено:Тьма в сердце Кинг КонгаКнига "Сердце тьмы" уроженца украинского Бердичева, английского писателя польского происхождения Джозефа Конрада, впервые опубликованная в 1902 г., повествует о путешествии на пароходе по реке Конго в самое сердце Свободного государства Конго, в конце 19 века являвшейся практически частной собственностью бельгийского короля Леопольда II.
Леопольд нажил баснословный капитал, использовав труд рабов для добычи каучука и слоновой кости. "В 1903 были преданы гласности сведения о вопиющих злоупотреблениях управленческого аппарата в Конго и безжалостной эксплуатации местного населения с целью увеличения личных доходов короля. Под давлением общественного мнения в 1908 Леопольд II за большую компенсацию уступил права на Конго бельгийскому государству, и оно было превращено в бельгийскую колонию", оставшейся таковой до 1960 г..
"За время правления Леопольда в Конго было погублено 10 миллионов людей, почти половина населения страны. Редиярд Киплинг назвал Конго местом, "где не существуют 10 заповедей". Главным инструментом наказания рабов была плетка, сделанная из кожи гиппопотама. В документах рассказывается о систематическом насиловании женщин, об отрубании рук и ног, похищении людей, грабежах и сжигании деревень."
"Сердце тьмы" автобиографично. Конрад сам был капитаном парохода в Конго, но, правда, недолго. Став свидетелем беспредела бельгийцев, он бросил работу. "Сердце тьмы", наравне с произведенями других писателей, таких, как М. Твена, привлекло внимание общественности к бесчинствам белых колониалистов в Африке и повлияло на прекращение геноцида и исторический ход в освобождении Конго от рабства.
Тем не менее, основная тема "Сердца тьмы" заключается в том, что в сердце цивилизации, в данном случае европейской - или конкретно бельгийской, лежит пугающая и одновременно завораживающая и манящая тьма животной природы человека, страх и восхищение перед его пороками и, при благоприятных обстоятельствах, возможностью реализовать и насладиться ими. Всепоглощающая и порабощающая свобода беспредела, на словах отрицаемая цивилизованным обществом, а на деле существующая за его счет.
Коппола воплотил эту тему "Сердца тьмы" в "Апокалипсисе сегодня", спроецировав ее на войну во Вьетнаме. Джексон в "Кинг Конге" использует ее, применительно к художественному творчеству и, в частности, к индустрии развлечения.
Так вот фильм Джексона не о приключениях, а о развлечениях. О сердце тьмы и таинствах мира, доступных по цене билета в кино. Коренное отличие его "Кинг Конга" от оригинального в том, что в нем не красота убивает чудовище, а чудовище цивилизации убивает красоту как "неизменная способность уничтожать то, что любишь".
Добавлено:Бульвар Кинг КонгаВ фильме 1950 г. "Сансет Бульвар" режиссера Билли Уайлдера главный герой начинающий сценарист Джо Гиллис впервые сталкивается с жутким, потусторонним обликом ярмарки голливудского тщеславия в лице забытой звезды немого кино Нормы Дезмонд на похоронах ее любимой обезьяны. Про обзьяну там говорится: "Должно быть, это была очень важная обезьяна. Возможно, правнук самого Кинг Конга."
Гиллиса по ошибке принимают за гробовщика. Сценарист - гробовщик, изготовитель гробов для чудовищ, сраженных красотой, за счет которых эта страшная сила и способна существовать. Красотой в трактовке Голливуда, от которой, как от Нормы Дезмонд отдает мертвечиной, коей самое место в гробу.
"Кинг Конг" 1933 г. - кино в кино. "Кинг Конг" Джексона, как и "Сансет Бульвар" - кино о кино. Об оригинальном Кинг Конге, в том числе. О нем опосредованно упоминается несколько раз.
Денэм в исполнении Джека Блэка - не тот самый залихвацкий Денэм Купера-Шодсака. Тот самый в то самое время снимается в том самом первом фильме студии RKO про некое чудовище в исполнении кукольной гориллы. Фэй Рэй ехать на реальный остров Черепов и участвовать в съемках не может, поскольку тоже заангажированна Купером для того же фильма.
Денэм Блэка - не искатель приключений, хоть и умеет находить их на свою горемычную задницу. Он не парень-молодец, а неудачник в кинокругах. Это его и заставляет неутомимо двигаться дальше. Талантливый лжец и проныра по долгу службы, "кинопродюсер, которому можно верить." - фига в кармане Джексона. Блэк говорил, что прототипом Денэма на этот раз послужил Орсон Уэллс.
В оригинале Энн Дэрроу соблазняется Денэмом славой, деньгами, приключением и прогулкой на пароходе. У Джексона - только красота действует на нее, которую Энн видит в пьесах Дрисколла и поэтому решается на путешествие.
Из первого помощника капитана Дрисколл превращается в драматурга-сценариста. В обезьянью клетку он посажен не случайно. Сценаристы как низшая форма жизни в социальной кинематографической иерархии. С ними не церемонятся. Они пишут под дудку продюсеров, диктующих с другой стороны клетки.
Первые 40 минут фильма - краткое обозрение индустрии развлечений с указателями на те или иные реальные события и персонажей. Цитируемый на мостике диалог между оригинальным Дрисколлом, написанным теперешним Дрисколлом для актера Брюса Бакстера, прототипом которого послужил актер, сыгравший оригинального Дрисколла; а в конце фильма сам Джексон палит из пулемета по Конгу, точно так же, как это сделали Купер и Шодсак; и фраза под занавес о красоте, погубившей чудовище.
Тезис, сформулированный Денэмом для развлечений, гласит: "Если публика не умрет со смеха, то она убъет тебя". Конг смеялся над выступлением Энн. Собственно само жертвоприношение красавиц чудовищу у Джексона заключается в усмирении дикой безысходности через приобщениия к прекрасному. И верой в то, что "лучшее, конечно, впереди", а настоящая жизнь начинается за горизонтом, в который на закате одинаково пристально вглядываются дикая 8-метровая горилла и миниатюрная светловолосая красавица.
Два мира. Внешне различные, но по сути одинаковые. Мир дикой природы острова Черепов на каждом шагу грозит людям опасностью - хищниками, кровососущими насекомыми и прочей нечистью. Еще более опасен остров Манхеттен для дикой обезьяны. Там гигантские летучие мыши - аэропланы, а кровососы - люди. Но и там и там в самом сердце тьмы присутствует красота. Не любовь связывает Конга с Энн, а сочувствование красоты и сочуствие красоте.
Дракона, сидящего в самом сердце тьмы, может убить только другой дракон. Грохнули на небоскребе чудовище, а рухнула с него красота. В этом и заключается настоящее развлечение.